Неточные совпадения
Он слушал и химию, и философию прав, и профессорские углубления во все тонкости политических наук, и всеобщую
историю человечества в таком огромном виде, что профессор в три года успел только прочесть введение да
развитие общин каких-то немецких городов; но все это оставалось в голове его какими-то безобразными клочками.
Он неохотно и ‹не› очень много затратил времени на этот труд, но затраченного оказалось вполне достаточно для того, чтоб решительно не согласиться с философией
истории, по-новому изображающей процесс
развития мировой культуры.
И — еще раз: эволюция невозможна без сотрудничества классов, — эта истина утверждается всей
историей культурного
развития Европы, и отрицать эту истину могут только люди, совершенно лишенные чувства ответственности пред
историей…
В нашей
истории отсутствовало рыцарское начало, и это было неблагоприятно для
развития и для выработки личности.
Если Россия хочет быть великой империей и играть роль в
истории, то это налагает на нее обязанность вступить на путь материального технического
развития.
Величие народа, его вклад в
историю человечества, определяется не могуществом государства, не
развитием экономики, а духовной культурой.
— Конечно, мой милый. Мы говорили, отчего до сих пор факты
истории так противоречат выводу, который слишком вероятен по наблюдениям над частною жизнью и над устройством организма. Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к
развитию, и мотивы стремиться к
развитию. Это объяснение достаточное. Но вот другой такой же случай. По размеру физической силы, организм женщины гораздо слабее; но ведь организм ее крепче, — да?
Я тут же познакомилась с некоторыми из девушек; Вера Павловна сказала цель моего посещения: степень их
развития была неодинакова; одни говорили уже совершенно языком образованного общества, были знакомы с литературою, как наши барышни, имели порядочные понятия и об
истории, и о чужих землях, и обо всем, что составляет обыкновенный круг понятий барышень в нашем обществе; две были даже очень начитаны.
Довольно удивлялись мы отвлеченной премудрости природы и исторического
развития, пора догадаться, что в природе и
истории много случайного, глупого, неудавшегося, спутанного.
Чему-нибудь послужим и мы. Войти в будущее как элемент не значит еще, что будущее исполнит наши идеалы. Рим не исполнил ни Платонову республику, ни вообще греческий идеал. Средние века не были
развитием Рима. Современная мысль западная войдет, воплотится в
историю, будет иметь свое влияние и место так, как тело наше войдет в состав травы, баранов, котлет, людей. Нам не нравится это бессмертие — что же с этим делать?
Ошибка славян состояла в том, что им кажется, что Россия имела когда-то свойственное ей
развитие, затемненное разными событиями и, наконец, петербургским периодом. Россия никогда не имела этого
развития и не могла иметь. То, что приходит теперь к сознанию у нас, то, что начинает мерцать в мысли, в предчувствии, то, что существовало бессознательно в крестьянской избе и на поле, то теперь только всходит на пажитях
истории, утучненных кровью, слезами и потом двадцати поколений.
Русская
история —
развитие крепостного состояния и самодержавия».
Он публично, с кафедры спросил своих обвинителей, почему он должен ненавидеть Запад и зачем, ненавидя его
развитие, стал бы он читать его
историю?
Проблема философии
истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее
развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Церковь есть богочеловеческий организм,
история Церкви есть богочеловеческий процесс, и потому есть
развитие.
Герцен был более художник, чем философ, и от него нельзя требовать обоснования и
развития философии
истории.
Этот трудовой характер
развития и нейтральный характер очеловечения очень важно понять для религиозного осмысливания
истории.
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания
истории, для них закрывается смысл трудового
развития культуры и религиозно нейтрального процесса гуманизации.
Ныне мы вступаем в эпоху мирового религиозного кризиса, и
развитие религиозного сознания может продолжиться лишь в связи с положительным обращением к
истории и земле.
Человек ввергся в стихию звериного хаоса и мучительной
историей, трудовым
развитием, длительным процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога.
Не сравнивая значения Островского с значением Гоголя в
истории нашего
развития, мы заметим, однако, что в комедиях Островского, под влиянием каких бы теорий они ни писались, всегда можно найти, черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало художника и не допускало его искажать действительность в угоду теории.
А мораль, которую выводит для себя Большов из всей своей
истории, — высший пункт, до которого мог он подняться в своем нравственном
развитии: «Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть; а за большим погонишься, и последнее отнимут!» Какую степень нравственного достоинства указывают нам эти слова!
Дорожа последовательностью в
развитии заинтересовавшей нас
истории Ивана Северьяновича, мы просили его прежде всего рассказать, какими необыкновенными средствами он избавился от своей щетинки и ушел из плена? Он поведал об этом следующее сказание...
Франция в продолжение всей своей длинной
истории была одним лишь воплощением и
развитием идеи римского бога, и если сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все-таки здоровее римского католичества.
Вспоминал иногда о друзьях своей молодости, — всё о лицах, намеченных в
истории нашего
развития, — вспоминал с умилением и благоговением, но несколько как бы с завистью.
В этом изменении отношения между нравственным
развитием масс и развращенностью правительств и состоит вся
история последних двух тысячелетий.
— И не покупайте, это не
история, в ней только и говорится, что такой-то царь побил такого-то, такой-то князь такого-то и больше ничего…
Истории развития народа и страны там и нет.
Так точно и исторические законы о логическом
развитии и необходимом возмездии — представляются в происшествиях частной жизни далеко не так ясно и полно, как в
истории народов.
Не место здесь пускаться нам в исторические изыскания; довольно заметить, что наша
история до новейших времен не способствовала у нас
развитию чувства законности (с чем и г. Пирогов согласен; зри Положение о наказаниях в Киевском округе), не создавала прочных гарантий для личности и давала обширное поле произволу.
Относительно роли балагана в
истории театра и в деле народного
развития мы еще с вами поспорим.
Время, пережитое в болоте кляуз, раздоров и подвохов, не пройдет безнаказанно ни в общем
развитии жизни, ни перед судом
истории.
Но ежели бы кто, видя, как извозчик истязует лошадь, почел бы за нужное, рядом фактов, взятых из древности или и в
истории развития современных государств, доказать вред такого обычая, то сие не токмо не возбраняется, но именно и составляет тот высший вид пенкоснимательства, который в современной литературе известен под именем"науки".
Следовательно, главная задача
истории великого человека состоит в том, чтобы показать, как умел он воспользоваться теми средствами, какие представлялись ему в его время; как выразились в нем те элементы живого
развития, какие мог он найти в своем народе.
Преобразования же Петра давно уже сделались у нас достоянием народной жизни, и это одно уже должно заставить нас смотреть на Петра как на великого исторического деятеля, понявшего и осуществившего действительные потребности своего времени и народа, а не как на какой-то внезапный скачок в нашей
истории, ничем не связанный с предыдущим
развитием народа.
Так, например, у самого Карамзина мы находим, что вся
история народа пожертвована строгому и последовательному проведению одной идеи — об образовании и
развитии государства российского.
Человек этот никогда не был «толстовцем», не обнаруживал склонности к анархизму, — я хорошо знаю
историю его духовного
развития.
Цивилизующее значение России в
истории развития человечества всеми учебниками статистики поставлено на таком незыблемом основании, что самое щекотливое самолюбие должно успокоиться и сказать себе, что далее этого идти невозможно.
В
истории же
развития идей мы постоянно видим повторение одной и той же следующей
истории.
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало
развитию здравых понятий и разрешению общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в
истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное
развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Признавая неизменные законы исторического
развития, люди нынешнего поколения не возлагают на себя несбыточных надежд, не думают, что они могут по произволу переделать
историю, не считают себя избавленными от влияния обстоятельств.
В
развитии народов и всего человечества — сами принципы, признаваемые главнейшими двигателями
истории, зависят, несомненно, от того, в каком положении находятся, в ту или другую эпоху, человеческие познания о мире.
История русского
развития, представленная г. Жеребцовым так, как мы изложили выше, произведет на каждого образованного читателя такое впечатление, что ему
Вообще русские мало обращали внимания на
развитие материальных удобств жизни, а заботились более о нравственном совершенстве, занимаясь учением веры, священной
историей и житиями людей, которые могли служить образцами благочестия.
Оно назначено автором в руководство иностранцам, которые желали бы иметь истинное и полное понятие о России — об ее
истории, нравах, просвещении, законодательстве, вообще о том, как наше отечество развивалось и какой степени достигло в своем
развитии.
Относительно знаний и силы убеждения это, правда, представитель довольно плохой; но зато он очень полно выразил мнения своей партии, систематически провел их по всей русской
истории и весьма откровенно высказал те начала, которым, по его мнению, должен следовать русский народ в своем
развитии.
— А вот так и нет!
История есть у царей, патриархов, у дворян… даже у мещан, если хотите знать.
История что подразумевает? Постоянное
развитие или падение, смену явлений. А наш народ, каким был во время Владимира Красного Солнышка, таким и остался по сие время. Та же вера, тот же язык, та же утварь, одежда, сбруя, телега, те же знания и культура. Какая тут к черту
история!
Наблюдения над
историею духовного
развитии человека несомненно подтверждают мнение Бока, показывая, что чем менее внешних впечатлений получал человек, тем менее, уже круг его понятий, а вследствие того — ограниченнее и способность суждения.
В «Игрушечке» рассказывается
история развития прекрасной детской натуры, подобной Маше, но только натуры барской.
[Только благоприятных обстоятельств
развития да более обширного круга деятельности недостает ей для того, чтобы занять высокое место в ряду лучших деятелей, которых память сохраняется в
истории и в преданиях народных.]
Но
история ее
развития, так знакомая во многих подробностях каждому из нас, свидетельствует, с одной стороны, — как сильны и незаглушимы в человеке естественные природные требования мысли и сердца, И, с другой стороны, — какое бесчисленное множество препятствий противопоставляется им в барской жизни и нашем [уродливом] воспитании.